В заключенном сторонами контракте был указан размер пени, равный 1% от суммы контракта за каждый день просрочки исполнения обязательств поставщиком.
Поставщик обратился в суд с целью признать такое условие ничтожным. С ним в первой инстанции согласились, обосновав так: размер пеней в контракте выше их величины по 44-ФЗ. За каждый день просрочки пени должны составлять 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.
Апелляция и кассация решили, что условие о размере пеней большем, чем указано в 44-ФЗ, не противоречит законодательству и не является основанием для признания спорного условия недействительным.
В обоснование своей позиции они ссылались среди прочего на обзор судебной практики, который утвержден до изменения редакции ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ: до 12 мая 2019 года норма устанавливала только нижний предел ответственности подрядчика в виде пеней.
В обзоре судебная коллегия ВС РФ со ссылкой на норму ГК РФ о возможности увеличения размера неустойки решила, что пени в контракте можно определить выше, чем по Закону N 44-ФЗ. Поскольку эта норма ГК РФ до сих пор не менялась, выводы из обзора применимы и сейчас.
По законодательству о контрактной системе не запрещено устанавливать размер ответственности больше, чем предусмотрено. Однако его может снизить суд при наличии оснований по ГК РФ.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 13.07.2021 N 308-ЭС21-10726
другие материалы
-
Реестр недобросовестных поставщиков пополнил ООО “Юпитер”18.07.2021УФАС по Московской области рассмотрело сведения по делу для включения ООО “Юпитер”, в РНП.
-
Штраф в размере почти 14 млн рублей заплатит участник картеля09.07.2021Участника картеля ООО ЧОО «Спец-Групп» обязали выплатить штраф в размере 13,9 млн рублей.
-
ФАС России разработала новый Регламент ведомственного контроля в сфере закупок01.04.2025В соответствии с опубликованным проектом на Федеральном портале проектов нормативных актов, ранее утверждённый приказом ФАС России от 09.07.2015 № 582/15 Регламент ведомственного контроля утратит свою силу. Новый документ устанавливает особенности планирования и проведения проверок, а также оформления их результатов. В случае выявления нарушений в ходе проверочных мероприятий комиссия разработает план по их устранению, о выполнении которого проверяемое лицо будет обязано отчитаться