В заключенном сторонами контракте был указан размер пени, равный 1% от суммы контракта за каждый день просрочки исполнения обязательств поставщиком.
Поставщик обратился в суд с целью признать такое условие ничтожным. С ним в первой инстанции согласились, обосновав так: размер пеней в контракте выше их величины по 44-ФЗ. За каждый день просрочки пени должны составлять 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.
Апелляция и кассация решили, что условие о размере пеней большем, чем указано в 44-ФЗ, не противоречит законодательству и не является основанием для признания спорного условия недействительным.
В обоснование своей позиции они ссылались среди прочего на обзор судебной практики, который утвержден до изменения редакции ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ: до 12 мая 2019 года норма устанавливала только нижний предел ответственности подрядчика в виде пеней.
В обзоре судебная коллегия ВС РФ со ссылкой на норму ГК РФ о возможности увеличения размера неустойки решила, что пени в контракте можно определить выше, чем по Закону N 44-ФЗ. Поскольку эта норма ГК РФ до сих пор не менялась, выводы из обзора применимы и сейчас.
По законодательству о контрактной системе не запрещено устанавливать размер ответственности больше, чем предусмотрено. Однако его может снизить суд при наличии оснований по ГК РФ.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 13.07.2021 N 308-ЭС21-10726
другие материалы
-
Случай недопустимости закупки у едпоставщика разъяснили в суде21.09.2021Верховный суд выявил нарушения со стороны действий детского сада, включившего в положение о возможности закупки услуг у едпоставщика.
-
Обновлённый список банков, соответствующих требованиям Закона № 44-ФЗ, вступил в силу10.12.202405 декабря 2024 года Минфин России опубликовал обновленный перечень банков, соответствующих требованиям пункта 1 части 1 статьи 45 Закона № 44‑ФЗ, имеющих право выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок, исполнения контрактов и гарантийных обязательств по закупкам. Из данного перечня исключено АО КБ «Модульбанк». На 04 декабря 2024 года в обновленном списке содержится 209 банковских организаций. Документ: Перечень банков на 05.12.2024
-
Закон об особенностях исполнения бюджета в 2025 году был подписан31.10.2024На официальном интернет-портале правовой информации размещен Федеральный закон от 29 октября 2024 года № 367-ФЗ. Данный закон включает в себя следующие положения: - особенности казначейского сопровождения средств, выделяемых по отдельным видам контрактов (статья 15); - продление приостановления ряда статей Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают ограничения в бюджетном процессе (статья 12); - государственное (муниципальное) задание не будет считаться невыполненным в случае недостижения или превышения допустимого